4 цели жизни по ведам. Цели жизни в ведической традиции
Счастье и «лестница успеха»
Испытывая потребность вытеснить экзистенциальный вакуум, современное общество пытается заполнить внутреннюю пустоту иллюзорными ценностями. Высший смысл бытия сводится к сиюминутным потребностям Эго, к новым достижениям и удовольствиям – нескончаемой погоне за успехом, деньгами, карьерой, статусом, чувственными удовольствиями. Исходя из этой парадигмы счастье и цель жизни – это обладание достаточными материальными благами для реализации чувственных удовольствий и достаточным статусом, чтобы властвовать над жизненными обстоятельствами.
Приносит ли счастье достижение каждой из этих целей? Можно ли стать счастливым, основывая свое понимание успеха на этих достижениях?
Обратимся к статистике: с 1996 года по 1996 год американское общество в целом улучшило свой материальный уровень жизни в 2.5 раза. За этот же период уровень удовлетворенности жизнью упал в 1.5 раза. Такая статистика убедительно доказывает: никакой прямой корреляции между уровнем благосостояния, удовольствиями и прочими «благами цивилизации» и удовлетворенностью жизнью не существует. Вновь и вновь подтверждается мудрый афоризм Алана Уотса, сказавшего как-то: «Если вы взбираетесь за счастьем по лестнице успеха, то добравшись до верхней ступеньки вы, скорее всего, обнаружите, что расположили лестницу не у той стены».
Но если деньги, секс и власть не решают главного вопроса, то как может выглядеть модель, составляющая основу человеческого счастья? Где искать смысл человеческого существования и как разместить лестницу у нужной стены?
Ведическая традиция классифицирует человека, как существо с Умом, Разумом и Сознанием, которые облечены в тело – их физиологический носитель. Первоочередность Ума, Разума и Сознания Само заключена в самом слове «ЧЕЛОвек», в то время как «потребности живота» – еда, секс, сон определяют в нем «животное», физиологическое начало. Тем не менее, достижение внутреннего баланса между физическим, сознательным и духовным остается главным условием обретения гармонии – того состояния, которое человек называет счастьем.
Согласно индийским ведам, состояние истинного счастья возможно, но достижимо только после того, как будут реализованы четырех основополагающих условия, достигнуты четыре фундаментальные взаимодополняющие цели, пройдены четыре последовательные ступеньки лестницы «Пурушартх» – «Дхарма», «Артха», «Кама» и «Мокша». Четыре Пурушартхи в современной индийской философии символизируют удовлетворение потребностей трех основополагающих начал человека – духовного, эмоционального и физического.
Дхарма
В переводе с санскрита «Дхарма» – то, что поддерживает или удерживает человека на его жизненном пути. Человек дхармы познает и развивает свою природу, совершенствует физические и психо-эмоциональные возможности. Согласно древнеиндийской традиции, только люди, следующие в своей жизни требованиям дхармы способны приблизиться и достичь высшего уровня развития – состояния «мокши». Дхарма, как праведность, истина, порядок, не может быть реализована вне требований морально-нравственных законов. В религиозном аспекте следование дхарме предполагает, в первую очередь, служение Высшему Божеству.
Для современного человека дхарма – та базовая ценность, ради которой стоит жить, дело, которому он служит. Это состояние, пребывая в котором человек осознает осмысленность своего бытия, направляет все усилия на служение открытому им смыслу и предназначению. Духовный аспект принципа Дхармы играет ключевую роль в достижении целей на всех четырех ступенях лестницы развития.
Артха
Следующая ступень на пути к счастливой и благополучной жизни – «Артха» – материальное процветание. Здесь мудрые индусы считают нужным предупредить: стремление к материальной независимости, обретение высокого статуса и властных полномочий можно считать благой целью лишь при условии, что в личной иерархии ценностей оно не противоречит моральным принципам ведической традиции. Проще: стремление к перечисленным благам не может оправдывать любые средства их достижения. В противном случае: «Переставая быть нашими слугами, деньги становятся нашими господами».
Достижение Артхи – одно из важнейших условий поддержания дхармы в семейной жизни, обязанность семьянина, заботящегося о сохранении семейных ценностей и традиций, физическом и психологическом здоровье потомков.
В интерпретации современного человека достижение артхи предполагает не только материальную независимость, ответственность перед семьей и высокий социальный статус, но и профессиональный успех, успешный карьерный рост, признание, одобрение и уважение коллег, друзей и близких, etc.
Кама
Реализуя Кама, жизнелюбивый человек восполняет свою потребность в чувственных, эстетических и физических удовольствиях. Он умеет наслаждаться всем, что способно радовать его ум, тело и органы чувств, строит амбициозные планы, не отвергает своих желаний, находит время и возможность оценить жизнь во всем многообразии «красок, цветов и ароматов». На этой же ступеньке человек реализует свою потребность в сексуальных удовольствиях и чувственной любви. Избежать крайностей и зависимости от чувственной сферы помогает принцип разумной достаточности и понимание своего предназначения..
Мокша
Мокша – высшее достижение земного пути, состояние в котором человек обретает космическое сознание. В состоянии мокша он ощущает свое единство с миром и Вселенной, сопричастность к промыслу Вселенского Разума и всему, что происходит вокруг. Он вырывается из круговорота рождений и смертей, освобождается от иллюзий материального мира, страдания и привязанностей.
Пурушартха мокша была добавлена к первым трем в середине I тыс. н. э. после чего была пересмотрена вся концепция лестницы сверхцелей человека – кама и артха были отнесены к области приятного («преяс»), дхарма и мокша – к высшей сфере благости («шреяс»).
Актуальность ведической концепции сегодня
Концепцию четырех обязательных условий счастья полностью разделяют ведущие современные психологи. Так, согласно убеждению известного доктора психологических наук, профессора Сергея Ковалева, каждый человек, утверждающий свое право на счастье, должен стремиться реализовать себя на всех четырех ступеньках лестницы Пурушартх. Нереализованность целей и требований каждой из ступеней со временем в той или иной форме неизбежно приводит к проблемам, описанным в начале нашей статьи.
Достижения, власть, признание, без опоры на понимание смысла жизни и предназначения – дхармы рождают ощущение внутренней пустоты, экзистенциального вакуума.
Законсервированная в юности и молодости сексуальная энергия камы ведет к нервным срывам в зрелом возрасте и состоянию необузданной страсти, когда «седина в голову – бес в ребро». Жесткие ограничения в материальном ресурсе или осуждение секса, как недостойного поведения в раннем возрасте становятся причиной того, что повзрослев, остепенившись и освободившись из-под материального гнета человек, стремясь восполнить детский дефицит ярких впечатлений, вдруг начинает коллекционировать автомобили, проводит все свободное время в ресторанах или в обществе куколок – Топ-моделей. Политиками и семейными деспотами становятся те, кто в детстве не реализовал свою потребность в признании и уважении.
Проблему нереализованных пурушартх всячески стимулирует и подпитывает социум, создавая иллюзию счастья, как синонима успеха – той самой лестницы, которую люди так часто с готовностью подхватывают и размещают не у той стены. Лекарством от иллюзий в любой жизненной ситуации становится правильная расстановка приоритетов, закрепление за смыслом бытия статуса основополагающей человеческой ценности.
Поделитесь
Ещё почитать: