Что такое совесть? По книге Виктора Франкла «Человек в поисках смысла»
Будь господином своей воли и рабом своей совести © Александр Дюма
Совесть, как трансценденция духовного бессознательного
В своих знаменитых трудах «Человек в поисках смысла» и «Подсознательный бог» Виктор Франкл формулирует конечную цель экзистенциального анализа, как учения, конечная цель которого привести человека к осознанию ответственности за свое существование. «Быть ответственным» – тезис, лежащий у основе психотерапии В. Франкла. С другой стороны, быть ответственным, значит соотносить свои поступки с требованиями своей совести.
Франкл внес существенные изменения и развил понимание бессознательного, включив в его состав, помимо подсознательной инстинктивности, такую важнейшую компоненту, как «духовное бессознательное». Он показал, что совесть, как феномен, лежащий в основе бытия каждого человека, восходит к бессознательному генетически. Подлинные решения, определяющие ценность человеческого бытия с точки зрения экзистенциального анализа всегда принимаются бессознательно и рефлексивно.
Совесть, как продукт духовного бессознательного и выражение его трансцендентности Франкл называет «Подсознательным богом». И в этом смысле исходной точкой а анализе совести, как трансцендентного феномена, может стать использованный им афоризм: «Будь господином своей воли и рабом своей совести».
Как сказал Виктор Франкл: «Подобно тому, как существует дологическое познание бытия, существует и доморальное постижение ценностей, принципиально предшествующее любой морали. Это и есть наша совесть».
Таким образом, если нашему сознанию открыто только сущее, нашей совести доступна «возможность, а не действительность», то, чего еще не существует, но должно существовать как моральная необходимость. «Духовное предвосхищение», как ощущаемое нами проявление совести раскрывается интуитивно в акте созерцания.
Совесть интуитивна и иррациональна по своей природе
Совесть – функция, интуитивная по своей сущности и не познаваемая рационально. Создавая для человека возможность предвосхитить последствия того, что должно быть осуществлено, совесть, через индивидуальную оценку последствий и расстановку личных ценностных приоритетов, обеспечивает интуитивное достижение результата.
Совесть, как и эрос, иррациональна по своей природе. Она подает человеку упреждающий сигнал до того, как совершается действие. Но рационализировать последствия наших решений он может лишь «задним числом». Совесть – это единственный инструмент, имеющийся в распоряжении человека, создающий возможность «согласовать» требования всеобъемлющего и непреходящего морального закона с конкретной ситуацией конкретной личности.
Совесть недвусмысленно открывает человеку «то, что надо», но оставляет за ним право и возможность действовать в соответствии с его «индивидуальным законом», индивидуальным долженствованием. Живя в соответствии с голосом своей совести, человек в каждой ситуации располагает свободой выбора и продолжает руководствоваться личными соображениями, определяющими уникальность, конкретность и неповторимость его бытия.
Как считает Виктор Франкл, совесть так же иррациональна по своей природе, как и любовь, поскольку, как и она, предвосхищает то, чего еще нет. Но, в отличие от совести, любви открывается не то, что должно последовать за нашими действиями, а то, что может последовать. Можно сказать, что любовь – это инструмент, который видит и раскрывает в любимом человеке его возможную ценностную перспективу, его нереализованные, скрытые возможности.
Как совесть, так и любовь имеют интуитивную, иррациональную природу, они никогда не могут быть полностью рационализированы и всегда проявляются индивидуально.
Духовное бессознательное и совесть
Исходя из понимания, предложенного Франклом, духовный аспект в человеке проявляется, как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Это понимание легло в основу логотерапии, как психотерапии духовного.
Совесть, как продукт духовного бессознательного и выражение его трансцендентности Франкл называет «Подсознательным богом». И в этом смысле исходной точкой а анализе совести, как трансцендентного феномена, определяющего истинное бытие человека, может стать афоризм А. Дюма: «Будь господином своей воли и рабом своей совести».
Для того, чтобы мы смогли разобраться в понимании того, что такое духовное бессознательное, Виктор Франкл предлагает использовать метод анализа сновидений. Именно в снах, уверен он, как нельзя более отчетливо проявляется голос совести и неосознанная глубинная религиозность человека. Подсознательный бог, проявляющий себя голосом совести скрыт в каждом из нас и не имеет ничего общего с институтом церкви и принадлежностью к какой-либо конфессии. Поэтому, по мнению Франкла, каждый человек религиозен по-своему и эта глубоко персонализированная религиозность проявляет себя как совесть, на уровне способности осознавать ответственность за свое существование.
Совесть, как «орган смысла»
Совесть, как и ответственность, «плотью своей» связаны со смыслом и «волей к смыслу». Она – главный путеводитель человека в поисках смысла. И в этом контексте выступает, как своеобразный «орган смысла». В век тотального обесценивания нравственных приоритетов и десяти заповедей только совесть, по мнению Виктора Франкла, становится для человека тем единственным маяком, которая позволяет и помогает определить смысл и найти единственно верное решение в любой конкретной ситуации.
Руководствуясь совестью и силой воли человек ищет и находит смысл. Изначально им движет желание творить и создавать, со временем он находит смысл в переживаниях и любви к другому человеку. Но и в самых трудных жизненных ситуациях, руководствуясь «инструкциями» совести, за человеком остается возможность отыскать смысл.
Когда знания, опыт и рациональная часть отступают на второй план, совесть и глубинная вера в смысл остаются с человеком до конца дней. И для этого ему вовсе необязательно принадлежать к какой-то конфессии и соотносить свою персональную совесть и веру с требованиями, предписываемыми последователями религий.
Поделитесь
Ещё почитать: