Как реализовать себя? Виктор Франкл
Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь. © Иоганн Вольфганг Гете
Ценности и смысл или способности?
Подумайте, кем бы мог стать великий Сократ, если все дремлющие в нем потенции смогли бы быть реализованы? Ведь по его собственному признанию, помимо тех блестяще реализованных возможностей, благодаря которым он вошел в историю человечества, он располагал и другими яркими, но значительно менее привлекательными дарами. В частности, способностями гениального преступника. О чем может свидетельствовать этот факт? Что это доказывает? Только то, что конечный смысл и ценность бытия заключены не в том, чтобы реализовать какие-либо способности, а в том, чтобы трансцендируя себя, осуществить возможности и реализовать ценности, существующие в мире открытого человеком смысла.
По убеждению Виктора Франкла: реализовать себя может лишь человек, видящий смысл существования и реализующий его «за пределами» самого себя. И, напротив, делая самореализацию своим главным намерением, человек утрачивает основополагающий смысл бытия, неминуемо «теряет» себя. Смысл же состоит в том, чтобы в каждой конкретной ситуации устремлять себя не к возможному, а к должному. Прислушиваясь к голосу совести, распознавать и реализовывать ту единственную возможность, которая всегда «ждет человека» в каждый конкретный момент. Совесть и есть тот универсальный орган, тот «подсознательный бог», который позволяет определить, какой именно из имеющихся в каждой ситуации нескольких вариантов выбора – потенциальных смыслов, является для истинным и единственно верным.
Подход, предложенный Франклом, идет в разрез с пониманием «потенциалистов», видящих смысл и главную ценность человеческой жизни в самореализации и самоактуализации. И здесь окончательно расставить точки над «И» позволяет понятие истинных ценностей, которые неотделимы от понятия личной ответственности человека. Без принятия ответственности за совершаемый выбор свобода воли превращается в произвол. И осознание человеком личной ответственности перед своей жизнью даже в тяжелейших жизненных обстоятельствах – первый шаг на пути к обретению и последующей реализации смысла и ценностей, а значит, и к самореализации.
Ценности – смысловые универсалии, заключающие в себе и обобщающие моральный опыт человечества:
- ценности творчества и созидания (в первую очередь труд);
- ценности переживаний (в том числе, любовь);
- ценности отношений (позиция человека, сознательно выбираемая в критических жизненных обстоятельствах, изменить которые невозможно).
Руководствуясь смыслом и ценностями, реализуя в действии предлагаемую жизнью возможность, человек тем самым в каждый момент отвечает на главный вопрос: для чего я живу.
Три уровня существования человека
Бытие человека, отыскавшего свой смысл и реализующего свои ценности Виктор Франкл рассматривает в контексте трех онтологических измерений:
- биологического
- психологического
- духовного, или поэтического
Духовный аспект в мыслях и поведении человека-личности в отношении двух вышестоящих играет детерминирующую роль. Он позволяет проявиться его способностям к самотрансценденции – направленности вне себя, к самоотстранению, способности выбрать и занять единственно верную позицию по отношению к самому себе и внешней ситуации. Лишь в той степени, в которой мы сами отступаем на задний план, забываем о своем существовании, мы приобретаем возможность разглядеть нечто большее, чем мы сами. И это та цена, которую мы платим за возможность познания мира, большего, чем просто наше проявленное бытие.
Самореализация, как самоцель
Приняв за окончательный смысл бытия возможность самореализации, человек тем самым сознательно слагает с себя бремя ответственности. Развернувшись к себе, он отворачивается от внешнего мира, от необходимости постоянно выбирать и решать, какие из предлагаемых ему возможностей следует отвергнуть, а какие реализовать. Так проще, приятнее, комфортнее. Должное для «потенциалиста» становится возможным, а возможное – должным.
Но вряд ли кто-то из нас поспорит с тем, что мир – это не что существенно большее, чем простое проявление и следствие нашего бытия. Здесь будет уместна аналогия с калейдоскопом, в котором можно увидеть лишь сам калейдоскоп, как бы не были зрелищны создаваемые им цветные мозаичные фигуры. В противоположность ему подзорная труба, телескоп или бинокль позволяют нам рассматривать мир вокруг – звезды, театральное представление или происходящее в окне напротив.
Проблема в том, что мир нельзя рассматривать ни всего лишь как средство достижения цели удовлетворения потребностей и влечений, ни как проявление собственного бытия субъекта в форме "его субъективной, калейдоскопической проекции". В действительности человеческое бытие необходимо и неизбежно дуально, протекает в поле напряжения между сущим и должным и в поле дихотомии между субъектом и внешними объективными обстоятельствами. И только такое состояние для человека является естественным.
Нормальный, психически здоровый человек – отмечает Франкл – не стремиться любой ценой удовлетворить свои потребности и влечения ради восстановления и сохранения душевного равновесия. Его глубинное, изначальное устремление – осуществление смысла и реализация ценностей. Только таким, и никаким другим путем, возможна реализация его самого. Самореализация в ходе осуществления смысла и утверждения ценностей становится их естественным следствием, «побочным продуктом», в то время как акцент на самореализации, как на конечной цели, делает невозможной ее достижение.
Поделитесь
Ещё почитать: