Женские жизненные сценарии. «Я бедняжечка»

  • image

Сценарий «Бедняжечка»

Самыми первыми соавторами наших жизненных сценариев становятся родители, далее недостающие штрихи дополняет и закрепляет общество – СМИ, реклама, коллектив или, к примеру, мода. Один из распространенных и отлично знакомых нам «женских» сценариев, рождающегося на волне родительского программирования и «усилий» общества – сценарий «Я Бедняжечка». В знаменитом треугольнике Карпмана ей соответствует роль Жертвы, терпеливо ожидающей своего Спасителя.

Жизненный план и психологический портрет «Бедняжечки»

Эту роль в детстве «подарили» родители, которые самыми разными способами смогли убедить еe в собственной беспомощности и зависимости от них, ближайшего окружения и социума. С детства полностью отстранив еe от любых проблем, забот и ответственности, они делали и решали за неe практически всe, присвоив себе полный контроль над еe жизнью. Естественная потребность ребенка познавать мир жестко разбивается о родительскую директиву «Не думай! ... Мы все решим за тебя».

Родительские запреты и предписания, усвоенные Бедняжечкой на уровне основной модели поведения, чаще всего выглядят предсказуемо:

  • не взрослей;
  • делай только то, что тебе говорят родители;
  • не размышляй.

⚓ Чаще всего роль Бедняжечки выпадает младшему ребенку в семье, с которым родители, бабушки и дедушки «нянькаются» много дольше, чем со старшими. Ещe один распространенный случай постановки такого сценария – поздний, долгожданный или болезненный ребенок. Согласно данным последних исследований, дети, рождeнные родителями зрелого возраста, отличаются повышенной возбудимостью, тревожностью, низкой приспособляемостью к изменчивым требованиям социума, заниженной самооценкой. На этом фоне их собственные тревоги сопровождаются избыточным вниманием, заботой и тревогами со стороны всего семейства. Это практически идеальные «стартовые» условия для дальнейшего формирования сперва сценария, а со временем, и характера «Бедняжечки».

Взрослея и достигая подросткового возраста, Бедняжечка предпринимает немногочисленные попытки сопротивляться, но быстро сдаeтся и принимает для себя решение: «Родители были совершенно правы, я действительно ни на что не способна». А ключевое сценарное решение:«Родители лучше знают, что мне нужно» девочка принимает в детстве, в тот самый момент, когда еe окончательно убедили не слушать своих чувств и не придавать значения своим мыслям.

Часто мужьями Бедняжечек становятся успешные и выдающиеся люди, нередко – еe психиатры, принимающие на себя роль Папочки-Спасителя, приходящего на помощь маленькой слабой и беспомощной девочке.

Та роль, которую отводят для неe близкие и окружение исключает возможность получать поглаживания тогда, когда ей хорошо и комфортно. Напротив, когда ей не сладко, от сочувствующих Спасителей отбоя нет. В погоне за поглаживаниями, которые «на вкус» несколько «отдают горечью», она неуклонно загоняет себя в хроническую депрессию.

В состоянии близости она принимает на себя роль Ребенка, в то время как окружающие, дарящие близость, комплименты и другие проявления внимания выступают в роли Родителей. Принимать участие в близких отношениях на равных Бедняжечка почти никогда не отваживается. Поскольку она располагает разрешением вести себя по-детски, полученным когда-то от родителей, а теперь и от окружающих, она умеет быть «по-ребячески» спонтанной и кокетливо беспомощной, достигает совершенства в искусстве изящно и изобретательно «сходить с ума».

Своими установками, мыслями и поступками родители с детства учили еe: чтобы быстрее получить от других какую-либо выгоду, нужно поддерживать в себе состояние Жертвы, уметь вовремя пожаловаться на свои беды и проблемы. На это она и тратит большую часть своей жизни. Бедняжечка и сама искренне верит, что она и есть главная Жертва конфликтов. Она блестящий манипулятор, искусно провоцирующий других делать для неe то, что они часто и не собирались. Скрытое или явное раздражение, которое они испытывают при этом, лишь укрепляют еe в преимуществах своей позиции.

В случае, если Жертва-Бедняжечка находит себе достойного любящего Спасителя – Большого и Сильного Папочку. Ролевые игры такой пары вполне могут оказаться выгодны для обоих участников, как два пазла, идеально подошедшие друг другу.

Пример:
Муж дарит Бедняжечке подарок ко дню рождения. Она, сияя, закрывается в комнате, откуда спустя несколько минут раздаются жалобные всхлипывания. Не понимая причины происходящего, он открывает дверь и видит стоящую спиной у окна плачущую жену.
– Что случилось, дорогая? – Молчание. Встревоженный столь бурной реакцией он пытается ее успокоить, прижимает к себе, поглаживает и утешает. Сквозь слезы, она, наконец, раскрывает причину: подарок ее здорово разочаровал.

На следующий день он занимает денег у друзей и, гонимый чувством вины, покупает ей дорогие золотые сережки. Она счастлива и восхищена его поступком, она одаривает его комплиментами, и, конечно же, самыми разными поглаживаниями. Он счастлив, он уверен жизнь удалась, что он – счастливый обладатель самой лучшей женщины на планете и самый ответственный глава семейства. С удовольствием исполняя свои роли, Большой и Сильный Папочка и Жертва-Бедняжечка могут прекрасно ладить десятилетиями, одаривая друг друга драгоценными поглаживаниями. Так они помогают друг другу достичь одной из главных целей: внести в свое существование смысл и упорядочить свою жизнь.

Муж, спасающий Жертву-Бедняжечку, получает порции поглаживаний сразу в трех проявлениях: эмоциональные – когда он выступает для неe в роли Доброго Папочки-помощника. Сексуальные – когда она восхищается им. Поглаживания мужа-мученика – когда она совершенно теряет голову.

  • image

Вероятный антисценарий

Она находит своего Спасителя и счастлива первые несколько лет жизни. Она верит и чувствует, что жизнь удалась, поскольку еe союз с Большим и Сильным Папочкой не требует никаких жертв с ее стороны. Единственная радость мужа, перегруженного ответственностью о своих домашних – поглаживания с их стороны. Даже мимолетная мысль о том, чтобы оставить их на произвол судьбы сопровождается острейшим чувством вины. Их союз кажется незыблемым. Но свои коррективы вносит неумолимое время. По мере приближения к пенсионному возрасту, муж требует все больше поглаживаний. Он стремительно превращается в тирана, требующего безусловного подчинения, и тогда единственным способом получить свою маленькую порцию поглаживаний для Бедняжечки становится болезнь. С каждым годом ее здоровье тает, как и количество поглаживаний со стороны супруга, которого она, чаще, переживает.

Мифическая героиня Бедняжечки – «Сиротка Энни» и «Золушка».

Телесный компонент. Еe нетрудно узнать по слабенькой мускулатуре, нарушенной координации, широко «распахнутым» глазам и слегка удивлeнному или подчеркнуто грустно-обреченному выражению лица.

Терапевт для Бедняжечки – один из самых значимых Спасителей. В тот момент, когда за короткими просветами в периоды прогресса следуют психологические срывы, он все чаще превращается в Преследователя, обвиняет еe в нежелании лечиться и выносит окончательный приговор: «шизофрения». Бедняжечка всеми силами сопротивляется спасению, предлагаемому мужем-психотерапевтом, что есть сил и фантазии «выносит ему мозг» публичными сценами, заставляя окружающих усомниться в его состоятельности, как мужа и в компетентности, как специалиста.

В случае негативного развития, сценарий Бедняжечки принесет ей в финале полную неспособность адекватно воспринимать действительность и тотальную зависимость от вереницы мужчин-тиранов. Крайний финальный вариант такого сценария – принудительная госпитализация в психиатрической лечебнице, полное отсутствие стабильности в личной жизни, алкогольная или наркотическая зависимость, подорванное здоровье, безрадостный и никем не замеченный уход.

Антитезис

Избавление от оков сценария – это, прежде всего, отказ от роли Жертвы и игровой позиции «Сделай для меня это или то». Она должна принять решение «вырасти», всерьез заняться развитием своего Взрослого, научиться заботиться о себе самостоятельно. Намеренно отказавшись от поглаживаний за исполнение привычной для нее роли Жертвы, она устремляется к поглаживаниям за взрослое и ответственное поведение. Справившись с этими задачами, она перестанет испытывать удовлетворение от депрессивного, предсказуемо увечного образа своего Я. Тогда она сможет оценить, насколько стесняет еe возможности роль Жертвы. Теперь, когда она действительно нуждается в помощи, она постарается проделать со своей стороны, как минимум, половину работы.

Преодолев свою зависимость от сценария, женщина получит, наконец, власть над собственной жизнью. Для того, чтобы укрепить уверенность в себе и правильности своего выбора, она работает со своим телом, записывается на секцию боевых единоборств, подбирает для себя новое имя, находит в жизни скрытый до этого смысл и преимущества.

⚓ Смена жизненного сценария – это всегда вызов, борьба и колоссальные затраты внутреннего ресурса. А полная отмена сценария – это всегда работа под руководством опытного куратора – психотерапевта, который сможет предложить кратчайший и наименее энергозатратный путь решения этой непростой задачи, поможет избежать изнуряющего бега по замкнутому кругу.

Удачи Вам на Вашем пути!

Источники:

Штайнер Клод. «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна»

Поплавская Ева «Женские Жизненные Сценарии»

Поделитесь

https://goal-life.com/page/psyhologiya/scenario/bednyagechka, 949785374

Ещё почитать: