Женский жизненный сценарий. Непривлекательная красавица

И первые на последних похожи...

То, как думать, как чувствовать и как воспринимать окружающий мир первыми обучают нас наши родители. Первые годы жизни, когда этот процесс проходит особенно интенсивно и систематически друг и ученик Эрика Берна Клод Штайнер назвал «начальной подготовкой». Он сравнил это время с курсом молодого бойца, который проходят новобранцы попадая в армию. В обоих случаях то, что приходится постигать «новобранцу» воспринимается им крайне негативно, неоправданно, с отторжением. Напротив, как в армии, так и в семье обучающие уверены, что передаваемые ими ценные знания, навыки и умения – обязательное условие для формирования в будущем зрелой, успешной и всесторонне развитой личности.

Фактическим же результатом такой «начальной подготовки» в подавляющем большинстве семей становится успешное подавление в маленьком человеке его фундаментальных прирожденных способностей:

  1. Способности любить и быть любимым (способности быть близким).
  2. Способности к познанию мира и окружающих людей (способности думать).
  3. Способности спонтанно чувствовать, мыслить, излагать и действовать (способности свободно проявлять своего Естественного Ребенка).

По факту успешного прохождения курса «начальной подготовки» родители присваивают ребенку индивидуальный знак отличия, награждая персональным жизненным сценарием, в котором почти всегда и гарантированно будут присутствовать ОтЧужденность, БезУмие и БезРадостность.

Вот уж поистине, благими намерениями... Но почему же мы, люди, копившие мудрость на протяжении веков и обладающие стремлением к правде механически множим эту роковую предопределенность из поколения в поколение? «...Частично – уверен Эрик Берн – это связано с нашей любовью к родителям, частично – потому что это способ предельно упростить жизнь, а главным образом, потому, что не осознаем, что мы делаем с собой и другими». Отсутствие необходимой базы знаний о сценариях, родительских запретах и предписаниях и их роли в нашей жизни создают идеальную почву для успешного программирования каждого следующего поколения. При этом сам человек, успешно прошедший курс «начальной подготовки», до конца дней своих сохраняет иллюзию своей автономности.

Выход за пределы замкнутого круга – это перепрограммирование жизненного сценария человека, базирующегося на родительских запретах и предписаниях, в соответствии с его врожденными представлениями о зоне комфорта, ощущении счастья и полноты жизни. Первым шагом на этом пути станет знакомство со своим собственным сценарием, о существовании которого многие из нас до этого момента не предполагали. Один из сценариев, описанных Клодом Штайнером, в котором, возможно, кто-то из наших читательниц узнает себя или своих подруг – сценарий «Непривлекательной красавицы».

Жизненный план и психологический портрет Непривлекательной красавицы

«Непривлекательная красавица» обладает очевидными внешними достоинствами, но из-за заниженной самооценки испытывает постоянные сомнения в своей женской привлекательности. Она убеждает себя в своей ограниченности и ущербности и, смотрясь в зеркало, не находит в себе того, чем восхищаются другие. Такую модель восприятия Клод Штайнер назвал «синдромом красивой женщины» и объяснил тем, что внешне «броская» женщина склонна акцентировать чрезмерное внимание на каких-то отдельных фрагментах своей внешности. В отрыве от цельного образа они всегда выглядят не столь ярко и привлекательно, как в едином ансамбле.

Корни жесткого жизненного сценария «Без любви» и психологических проблем, ограничивших Непривлекательную красавицу в ее способности радоваться жизни, строить равные и взаимодополняющие отношения и достигать больших целей следует искать в родительских запретах и предписаниях:

  • Не будь собой
  • Ты красива только внешне
  • Не доверяй
  • Не строй близких отношений с другими людьми

Непривлекательная красавица ищет и находит в себе изъяны и несовершенства. Она не доверяет тем людям, которые искренне уверены, что она красива. По этой причине поглаживания, которые щедро предлагает окружение, она отвергает. Она верит, что встретит человека, который сумел бы оценить еe внутренние качества, но встречает лишь тех, кто готов без промедления оценить еe физические достоинства. Поскольку окружающие отдают предпочтение внешним данным, забывая «за ненадобностью» о еe личностных качествах, Непривлекательная красавица принимает сценарное решение: «Поскольку "я красива только внешне" (Я-), то для того, чтобы получить желаемое, проще и разумнее умело пользоваться своей внешностью».

Неискушенная в любовных играх, Непривлекательная красавица часто становится легкой добычей мужчины-плейбоя. Появляясь с ней на публике, он пользуется успехом среди своего окружения, получая поглаживания от таких же ловеласов, как он сам. Внутренняя пустота и ограниченность внешне безупречного плейбоя очень скоро становится для неe обузой и вполне достаточным аргументом для разрыва отношений.

Следуя родительским предписаниям, глубоко внутри Непривлекательная красавица бережно хранит свою мечту о Прекрасном Принце, который положит конец еe психологическим конфликтам, увидит и полюбит не только еe тело, но и содержание, наполнит каждую минуту жизни смыслом и сделает по-настоящему счастливой. Она не оставляет надежды отыскать своего героя. Свои неудачи в поиске идеального Принца она систематически срывает на неравнодушных к ней окружающих, «не сумевших» в полной мере оценить еe достоинств. В такие моменты она изощренно мстит им, издеваясь над своим телом и здоровьем, ежедневно выкуривая тонны сигарет и демонстрируя всем своим внешним видом пренебрежение к моде, женской конкуренции и окружению.

Несоответствие между представлениями о Реальности и самой Реальностью заставляет еe ощущать себя Жертвой, несмотря на то, что многие женщины из окружения Непривлекательной красавицы завидуют еe внешним данным и считают опасной соперницей. Благодаря своим физическим достоинствам многое из того, что она пожелает достается ей значительно легче, чем еe подругам. Она не добивается внимания, получая его с избытком. Время от времени она превращается из Жертвы в Преследователя и ведет себя как примадонна, общаясь с окружающими из позиции ТА Я+Ты-.

С годами ее красота меркнет, но своего привычного, надменно-негативного отношения к людям она изменять не намерена. Но теперь то, что ранее ей снисходительно прощали за яркую внешность, не находит своего оправдания. Для окружающих она превращается в обыкновенную злобную стерву. Жизненный сценарный финал Непривлекательной красавицы часто вполне предсказуем: одиночество, тотальный дефицит любви, как со стороны окружения, так и по отношению к самой себе, тяжелейшая депрессия на фоне полного отсутствия поглаживаний, букет психосоматических заболеваний ... .

Вероятный антисценарий

Время, когда в еe жизнь приходит Прекрасный Принц становится сказкой наяву. Она влюбляется в него без оглядки на свои «изъяны». Небо затягивает тучами, когда примерно через полгода земного рая еe Принц начинает исподволь коситься на других, не менее привлекательных женщин, а потом и активно интересоваться ими.

Мифическая героиня Непривлекательной красавицы – Мэрилин Монро и подобные ей звездные женские персонажи кино- и теле-индустрии.

Телесный компонент: еe тело великолепно, но напряжено даже в минуты интимной близости. Она улыбается только ртом, поскольку опасается, что в противном случае вокруг глаз быстро соберутся морщинки.

Согласно жизненному сценарию, терапевт Непривлекательной красавицы поддается сексуальному соблазну и делится с ней своими соображениями по этому поводу. После таких откровений она получает право подвергать сомнению и игнорировать любую его точку зрения, как специалиста.

Антитезис

Она предпринимает попытку вернуть себе то состояние, когда умела получать удовольствие от поглаживаний за свои человеческие качества. Она больше не стремится подчеркивать свои внешние достоинства и не акцентирует внимание на воображаемых недостатках, играя в «Изъян». Она заново учится любить себя и каждый день открывает в себе множество новых и удивительных достоинств. Роль Жертвы и Преследователя она стремится заменить равными отношениями, в которых сотрудничество между людьми открывает новые возможности для получения желаемого без ущерба друг для друга.

Выстраивая отношения с мужчинами, она стремится задействовать свое Взрослое состояние, что дает представителям сильного пола возможность оценить еe не только как женщину, но и как неординарную личность. Совершив внутреннюю трансформацию, она обретает уверенность в том, что может и умеет распоряжаться своей жизнью, самостоятельно писать и редактировать свой жизненный сценарий.

Чем раньше Непривлекательная красавица примет решение освободиться от оков своего сценария, тем больше у неe шансов добиться успеха. Причина состоит в том, что с возрастом действие социогенного фактора усиливается и отягощается проявлениями невротических состояний на физическом уровне – в виде хронической усталости, утомляемости, головных болей, повышенной нервной возбудимости и нервных тиков.

Один из практических способов, помогающих Непривлекательной красавице самостоятельно ослабить зависимость от своего сценария: искусственно создавать или попадать при общении с окружающими в нестандартные ситуации – попробовать заговорить с людьми в очереди, в транспорте, просто на улице, набраться смелости и обратиться к незнакомцу или незнакомке. Такой прием после определенной практики позволит обрести навык выходить из привычной «зоны сценарного комфорта» в мир реальности. Освобождающий эффект: участие в нестандартной ситуации требует нестандартной реакции и поведения, создает массу новых возможностей осмыслить свои жизненные позиции с альтернативной точки зрения, ощутить то чувство вовлеченности и спонтанности, которое сопровождает жизнь человека, свободного от сценариев.

Еще один аргумент, который поможет Непривлекательной красавице выстоять в непростой борьбе со сценарной зависимостью – понимание того, что стеснительных людей в природе не существует: стеснение – не более чем опасение неудачи и насмешек, желание для всех оставаться хорошей и глубоко коренящееся гипертрофированное чувство собственной значимости.

Как заметил Эрик Берн в своем бестселлере «Игры, в которые играют люди», «Освобождение от родительского влияния становится возможным только тогда, когда человек достигает независимости, то есть приобретает умение жить "включенным" в настоящее, действовать спонтанно и достигать близости с другими людьми. Кроме того, в это время он уже свободен в выборе, то есть понимает, что именно из родительского наследия он хочет оставить себе».

Конечно, самый корректный сценарный антитезис или трансакцию, которая позволит преодолеть ключевой сценарный запрет наша Непривлекательная красавица сможет получить от профессионального психоаналитика, а практические навыки закрепить под его руководством, работая в терапевтической группе. Таким образом, одна из актуальных задач для неe на «этапе освобождения» – поиск такого специалиста, который был бы более поглощен своими профессиональными обязанностями, чем еe внешностью.

Источники:

Штайнер Клод. «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна»

Берн Эрик. «Игры, в которые играют люди»

	Я пытался уйти от любви, я брал острую бритву и правил себя,
	Я укрылся в подвале, я резал, кожаные ремни
	Стянувшие слабую грудь... © Вячеслав Бутусов (Наутилус Помпилиус "Я хочу быть с тобой")

Поделитесь

https://goal-life.com/page/psyhologiya/scenario/neprivlekatelnaya-krasavica, 2429180359

Ещё почитать: