Жизненный сценарий. Книга, которую пишем и редактируем мы

  • image

Книга вашей жизни уже написана. И ее автор – Вы. Как и в любом другом сюжете, Вы позаботились о том, чтобы в ней было начало, кульминация и концовка. Вы наполнили свою историю героями, щедро приправили комическими и увлекательными сюжетными линиями или, напротив, сместили акцент на предсказуемость, трагизм, второстепенные и молозначимые роли.

Писать ее Вы начали сразу после того, как впервые осмотрелись по сторонам. К 3 годам модель Вашей будущей личности уже была сформирована. К 4-м сюжет книги в общих чертах уже намечен, а к 7 – в основном завершен. В это трудно поверить, но это действительно так. Понаблюдайте за поведением группы детишек 2-3 лет в песочнице. Обратите внимание, как точно и уверенно распределяет игровые роли потенциальный директор корпорации, как ловко присваивает чужие игрушки новоиспеченный криминальный авторитет, с каким удовольствием делится ими будущий глава церковного прихода.

С 7 до 12 лет, учась в школе, Вы главным образом занимались доработкой отдельных деталей сюжета. В подростковом возрасте Вы старались искать и находить подтверждение или опровержение своей позиции в реальной жизни. Скорее всего сейчас, будучи взрослыми, Вы не сможете припомнить, как писалась ваша книга и не подозреваете, что написанная много лет назад в Вашем воображении, она не только существует, но и изо дня в день реализуется в Вашей жизни на уровне неосознанного жизненного сценария.

Как выжить в стране великанов

  • image

Малыш мал и полностью зависим физически. Мир для него – весьма опасное место, населенное великанами. Любой неожиданный звук может стать поводом для беспокойства и воспринимается как угроза жизни. Единственные знакомые великаны, которые пока что приходят на помощь – это родители. Поэтому малыш уверен – если родители уйдут – он окажется в смертельной опасности и тут же погибнет. Впрочем, если их сильно разозлить, то наверное и они могут прихлопнуть.

Еще один важнейший момент, определяющий необходимость разработки собственного сценария – отсутствие у младенца понимания и умения структурировать свое время. Он связывает время с конкретными событиями – кормлением, переодеванием в теплое и чистое, прогулкой. Мама для него – единственный повелитель времени и если по какой-то причине мама не приходит он испытывает панический ужас, поскольку верит: мама не придет никогда и его время остановилось.

Ребенок подрастает. Как это часто бывает, когда ему исполняется два-три года в семье появляется второй ребенок. К тому времени первый малыш уже успел сделать свои первые шаги и прийти к выводу: мир, конечно – опасное место, но и в нем бывает место для удовольствий. С появлением братика или сестрички привычного Маминого внимания, адресованного первенцу стало как-то сразу маловато. Теперь малыш остро испытывает новую угрозу – хронический дефицит внимания и любви Матери, которой на всех не хватает.

Пока формируется жизненный сценарий ребенок вынужденно занимает подчиненное положение. Абсолютная власть распоряжаться его жизнью и смертью остается за родителями. Несколько позже контекст меняется – родители в его представлении становятся менее «кровожадными» и наделяются полномочиями удовлетворять или не удовлетворять его потребности.

Формируя план своего жизненного сценария в первые годы жизни, ребенок постоянно отвечает себе на вопрос: «Каким образом мне лучше всего получить то, чего я хочу?». Примеры ответов дети отыскивают в поведении родителей: «... мама сумеет заставить папу купить ей новое платье, если сначала с ним поругается, а потом расплачется». Вот и я попробую так же, и с мужчинами я буду поступать также, как мама. Так дети копируют паттерны поведения родителей, получая от них сценарные послания.

Таким образом, сценарий «написанный» малышом в первые годы жизни – это ответ на вопросы: «Как выжить?» и «Как полнее удовлетворить свои нужды?»

Сценарии в трансактном анализе

  • image

Основы теории сценариев разработал Эрик Берн в середине 60-х годов. Весомый вклад в разработку концепции внес также коллега и друг Берна К. Стайнер. Сценарный анализ и анализ личностных моделей, строящиеся на концепции Я-состояний – столпы теории трансактного анализа (ТА).

Согласно Эрику Берну сценарий, это : «... План жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала». Ясно, что ни о каком осмысленном и сознательном выборе в возрасте 2-3 лет речь идти не может. Имеется ввиду тот выбор, который совершает ребенок под влиянием чувств, на основании первого опыта общения с окружением и внешней реальностью до того момента, как он начал говорить.

Согласно ТА наши детские впечатления не просто влияют на весь ход нашей взрослой жизни, они определяют события, которые в ней происходят – «В первые годы жизни каждый решает для себя как он проживет свою жизнь и как умрет... Такой план, всегда присутствует в сознании человека и называется жизненным сценарием».

⚓ Еще одно краеугольное утверждение ТА, отличающееся от трактовки в любом другом направлении теоретической психологии – неотвратимость «сценарной расплаты».

Когда ребенок планирует сценарий, он обязательно прописывает и заключительный финальный акт. Остальную сюжетную линию, включая пролог, вводную часть и кульминацию он строит так, чтобы привести к финальной развязке, именуемой в теории ТА сценарной расплатой. Поэтому бессознательная реакция взрослого человека на внешние раздражители также жестко встроена в его жизненный план и неотвратимо приближает к уже выбранному в детстве финалу.

Берн подчеркивает, что сценарный жизненный план – результат родительского программирования, генетической предрасположенности и влияния социума. Но, прежде всего, это результат выбора, совершаемого человеком в его детстве. Это значит, что воспитываясь в одной семье при изначально равных «стартовых» условиях дети могут составлять и далее реализовывать разные жизненные сценарии. «Ты кончишь в психушке!» – любила повторять мать своим малолетним сыновьям близнецам когда была не в духе. Спустя десятилетия один из них стал завсегдатаем психиатрической лечебницы, другой – известным врачом психиатром.

Исследования современных трансактных аналитиков показали, что помимо общего сценария, жизнь человека в ее отдельных аспектах протекает в рамках дополнительных «подсценариев» – для здоровья, секса, работы, для каждой семьи. Сценарии есть у групп по интересам и организаций, есть такие сценарные планы и у стран.

⚓ Если понимание того, что свои сценарные паттерны можно и нужно корректировать отсутствует, то любые попытки менять сценарий без согласия человека бессознательно воспринимаются им не иначе как угроза личной безопасности, покушение на его свободу. И не важно, действуете ли вы искренне и ему на благо, или пытаетесь использовать в корыстных целях.

⚓ Эрик Берн различал понятия жизненных сценариев и курса жизни. Согласно Берну «Сценарий – есть конкретный жизненный план, создаваемый человеком в первые годы жизни, а жизненный курс – то, что происходит с ним в реальности». На формирование курса жизни влияет собственно сценарий, ряд внешних факторов, особенности наследственности, и автономные решения.

Любой сценарий включает в свой состав содержание и процесс. Причем содержание, заложенное в жизненном сценарии у каждого из нас уникально, как рисунок линий жизни на руке или отпечаток пальца. Иное – сценарные процессы. Их можно объединить в пределах нескольких характерных паттернов, узнаваемых в ежедневном общении.

Победители и Побежденные

  • image

В теории ТА Берн демонстрирует, что сценарии могут писаться Победителями, Побежденными и Не-победителями. В последнем случае сценарий часто называют банальным. К иерархии Победителей Берн отнес тех, кто сумел достичь поставленной цели, сохранив состояние внутреннего комфорта и благополучия.

Побежденным, напротив, признается человек, который не достиг своей цели или же достиг ее, но утерял по пути состояния комфорта, счастья и благополучия. Пусть человек заработал желаемый миллион, но если при этом он кроме него нажил язву желудка или проблемы с законом – он признается Побежденным.

  • image

Человек живущий по сценарию Не-победителя – это уверенный «середняк», не стремящийся выиграть или проиграть. Он терпеливо сносит жизненные тяготы, избегает зоны риска, никогда не становится начальником, но и не заменим на рутинных нудных работах, где требуются терпение, аккуратность, педантичность. Его приз за честно отработанные десятилетия – небольшая пенсия, именные часы и почетная грамота.

Способ, который, согласно Берну позволяет отличить Проигравшего от Победителя достаточно прост: спросите человека, как он поступит, если потерпит поражение в чем то. Победитель, по мнению Берна прекрасно знает ответ, но предпочтет промолчать. Проигравший, напротив, не имеет ни малейшего представления об этом, поскольку всегда уверен, что победит. Поэтому на бегах он всегда поставит все на одну лошадь и в итоге проиграет. Победитель непременно «распределит яйца по нескольким корзинам» и ограничит риски, поэтому останется в выигрыше.

Фундамент

  • image

Хотя заставить ребенка определиться с тем или иным развитием сюжета при составлении сценария родители не в силах, их влияние при принятии им важнейших решений неоспоримо. Сценарные послания, переданные родителями вербальным или невербальным или обоими способами одновременно – важнейший стимул для принятия малышом сценарного решения. Эти послания становятся его первым жизненным опытом малыша, а в его картине мира и наборе представлений о себе – первыми «мотиваторами» За или Против.

До того момента, когда ребенок научится говорить, он воспринимает внешние невербальные послания. Малыш очень тонко воспринимает внешние интонации, запахи, мимику, звуки и жестикуляцию. Иногда в качестве сценарных посланий для него выступают события, которые не связаны с родителями – продолжительное пребывание в больнице, громкий шум падающего предмета или неожиданное резкое движение.

Непредсказуемость ситуации заставляет воспринимать происходящее как угрозу для его безопасности. Позже, научившись говорить, малыш сохранит в своем сценарии те послания, которые он получал до 2-3 лет невербальным способом. В своих диалогах с родителями он будет по прежнему интерпретировать смысл сказанного, опираясь на полученный ранее невербальный опыт.

Сценарное послание для ребенка – уникальная возможность ответить на важнейшие вопросы: «Каков он?» «Идти К себе, или ОТ себя?», «Каков мир?», «Каковы окружающие?», «Что делать со всем этим?». В итоге именно родители косвенно наполняют его жизненный сценарий тем или иным эмоциональным содержанием. И в этом смысле, как сказал Берн, они подкрепляют сценарий.

Сценарное послание может сообщаться ребенку в форме приказа: «Делай так, как тебе сказали!» «Отойди!» «Оставь свои капризы!» «Не мешай!». То, насколько прочно они зафиксируются в жизненном сценарии определяется тем, как часто приказы повторяют и какими невербальными сигналами сопровождают.

Некоторых сценарные послания из детства становятся в будущем человека «волчьим билетом»: «Ты глуп как пробка!», «Ты кончишь за решеткой!», «Ты никогда и ничего не добьешься!», некоторые – «путевкой» в счастливую жизнь: «Моя любимая крошка!», «Ты лучший», «Я самая счастливая мама, потому что у меня есть Ты!».

Бывает, что свое главное сценарное решение малыш принимает, отреагировав на единственное событие, несущее по, его мнению, чрезвычайную угрозу. Если такое событие происходит, оно наносит ребенку глубокую психологическую травму, рубец которой дает о себе знать всю жизнь.

В зависимости от полученной в детстве порции внимания, любви и «умной» заботы раскрашивает сценарий своей повести жизни яркими красками и представляет себя на подиуме среди победителей, или же готовит себя к жизни изгоя и неудачника, гонимого обстоятельствами.

⚓ Фундамент любого жизненного сценария зиждется на 3-х китах – 3-х составляющих:

1. Чувстве защищенности и безопасности

Первый из факторов, жестко определяющих то, каким будет сценарий и судьба человека становится ощущение защищенности и безопасности. Корни сценарных паттернов в этом случае «Я защищен» и «Здесь безопасно» следует искать в детстве. Дефицит этих ощущений становится причиной того, что повзрослев человек связывает смысл жизни в безопасности и защищенности. Если возможности позволяют, он окружает свой дом высокими стенами, нанимает дорогостоящую охрану и пересаживается в бронированный автомобиль. Но он не будет чувствовать себя защищенным даже в бункере с метровыми стенами на глубине 100 м под землей.

2. Чувстве комфорта и спокойствия

Установка «Мир достаточно комфортен для того, чтобы я мог чувствовать в нем спокойно» – вторая фундаментальная составляющая сценария, закладываемая в раннем детстве. Защитив ребенка от постоянных стрессов и обеспечив ему эмоциональный комфорт в первые годы жизни родители тем самым помогли ему заложить фундамент позитивного сценария, в котором мир воспринимается со знаком "+".

3. Ощущении «Долюбленности»

Как считает автор восточного направления нейропрограммирования Ковалев С. В. « ... Каждый из нас в детстве нуждается в строго определенной порции любви, которая буквально зажигает в нас способность любить и быть любимым». Дефицит родительской любви в первые годы жизни с годами неизбежно проявится в ее постоянных поисках в своем окружении либо же другой крайности – полном отвергании ее, как глупой фантазии: «Есть только секс и чувственные наслаждения. Любви, как таковой, нет – это все сказки для инфантильных малышей». Даже в том случае, если человек с такой установкой достиг материальной независимости, такой сценарий превратит его в циника, остро нуждающегося в проявлении простого человеческого тепла.

Стены

На фундаменте сценария из трех составляющих надстроены стены:

1. Одна из 4-х базовых жизненных позиций, выбираемых человеком им в раннем детстве в качестве приоритетной: Я+Ты+ Я-Ты+ , Я-Ты- , Я+Ты-.

2. «Поглаживания», ориентированные на удовлетворение инстинктивных жажд человека – сенсорного голода, жажды признания, жажды организации.

3. Тип внутреннего ребенка – спонтанный или адаптированный.

Драйвера сценариев

  • image

Драйвера сценариев – те магниты, которые удерживают нас от попыток вырваться из клетки своего сценария. Драйвер – не что иное как прочно усвоенная с детства установка, предписание как жить, чтобы не попадать в непредсказуемые или конфликтные ситуации. ТА описывает пять основных сценарных драйверов: «Будь лучшим», «Будь сильным», «Радуй других», «Старайся», «Торопись, жизнь коротка». Притягивая нас к нашим сценариям, драйвера далеко не всегда гарантируют эмоциональное удовлетворение и еще реже – понимание окружающих. Драйвера – те инструменты, которые, как сказал Э. Берн, «... помогают человеку проводить свою жизнь, обманывая мир, а в большинстве случаев – и себя самого». В повседневной жизни они помогают человеку ответить на вопрос КАК реализовывать свой сценарий.

Обнаружив наши привычные драйвера и устранив их мы тем самым ослабим зависимость от сценарного плана наполовину.

Ситуации, провоцирующие вхождение в свой сценарий

Ситуации, часто приводящие к срабатыванию сценарных драйверов:

  1. Ситуация «здесь и сейчас» всегда воспринимается как стресс
  2. Когда ситуация«здесь и сейчас» в своем содержании напоминает стрессовую ситуацию из детства

Ситуация 2 в ТА называется резиновой лентой, поскольку «здесь и сейчас» человек реагирует точно так же, как в когда-то прошлом. Поскольку осознать связь резиновой ленты обычному человеку в состоянии стресса сложно, он ее попросту не замечает. Поэтому ситуация повторяется снова и снова. Аналогичным образом общаясь «здесь и сейчас» человек проводит неосознанные параллели с людьми из прошлого. Резиновая лента может ассоциативно связывать человека не только с ситуацией или людьми, но и вещами, запахами, звуками, социальными группами и прочими проявлениями его прошлого. Разрыв резиновой ленты, связывающей человека с болезненной ситуацией в его прошлом осуществляется с помощью простой техники .

Сценарные сигналы и телесные сценарии

Косвенными признаками, которые укажут на то, что человек вошел в сценарий, становятся т. н. «сценарные сигналы» – видимое напряжение какой-либо части тела или изменение в положении тела, глубокий вздох ... Внешние признаки демонстрируют нам то, как человек проигрывал некогда свои детские решения. Так, к примеру, будучи ребенком малыш часто тянулся к матери. Но в какой-то момент обнаружил, что она стала чаще отстраняться от него. На внешнем уровне это проявилось в напряжении рук и плеч, а во взрослой жизни – привычкой напрягать тело. Телесные сценарии – отдельная стремительно развивающееся направление трансактного анализа.

От способа выживания – к развитию и изменению

  • image

⚓ Реализуя свой жизненный сценарий, человек предпринимает попытки организовать мир так, чтобы он оправдал их сценарные решения. Именно поэтому люди часто вновь и вновь вступают в бесполезные или причиняющие боль отношения и отрабатывают паттерны поведения, которые влекут за собой наказание. В далеком детстве единственной альтернативой таким решением в воображении ребенка была пугающая его катастрофа. Ее любой ценой нужно было избежать. Подтверждение сценарного решения во взрослом возрасте человек «по-старинке» воспринимает, как возможность избежать чего-то худшего. Именно поэтому неизвестность для нас ассоциируется с катастрофой, а привычное поведение в рамках сценарного плана, пусть даже приводящее к саморазрушению, – вынужденным избавлением от нее.

Теперь мы можем подвести итог: сценарий – это персональный и генеральный план, сформированный в раннем детстве, изначальная цель которого – обеспечение оптимальных условий выживания человека. С годами способы выживания и жизненные приоритеты человека меняются, но стратегический сценарий остается прежним и навязывает ему себя в течение всей жизни. Если сценарный план тормозит развитие личности, то такой индивидуальный сценарий нужно выявлять и переписывать.

Путь к выходу из сценария состоит в поиске потребностей, нереализованных в детстве и их удовлетворения в зрелом настоящем. А то, как используя современные технологии психокоррекции это сделать эффективно и безопасно мы расскажем в нашей следующей статье.

Поделитесь

https://goal-life.com/page/psyhologiya/scenario/proishojdenie-jiznenogo-scenariya, 1769945918

Ещё почитать: