Как и зачем избавляться от своего жизненного сценария?
Достаточно легко предсказать, кто станет Победителем, а кто Неудачником. "Разве он не удивительный?", подкрепленное два года спустя "Вот хороший мальчик", обычно лучше, чем "Чего он возится?", подкрепленное год спустя «Клизмой». © Эрик Берн
Можем ли мы сказать, что являемся авторами своей жизни и свободны в своем поведении? Сказать то можем, но на деле большинство из нас проживает в пределах жизненного сценария, фундамент и стены которого – переданные нам в первые годы жизни родительские запреты и предписания, а также наше собственное сценарное решение. Изначально исходящие от родительских эго-состояний Контролирующего Родителя или Ребенка, со временем сценарии становятся нашим главным руководством к действию в повседневной жизни.
Как заметил Эрик Берн: «Графически человечество можно представить в виде кривой, на одном конце которой все те, кто полностью зависимы от сценария, на другом – те, кто теми или иными способами сумел освободиться, но большинство находится посередине. И это большинство способно измениться под влиянием обстоятельств или изменив свои взгляды».
Всех, кто привязан к своему сценарию, он разделил на:
- Людей, которые полностью руководимы сценарием. Получить свободу и реализовать родительские разрешения они смогут только после того, как исполнят все сценарные предписания.
- Людей, одержимых жестким сценарием, чаще роковым или трагическим. Они не располагают большим количеством разрешений и вынуждены отрабатывать свой сценарий любой ценой. Примеры – алкоголик или наркоман, на всех парах несущиеся к финальному свистку.
Давайте попробуем честно ответить на два главных вопроса: а стоит ли в принципе, и в каких случая стоит избавлять себя от жизненного сценария, «любезно подаренного» нам в детстве родителями, внешними обстоятельствами, да и нами самими?
Мягкие и жесткие сценарии
С одной стороны сценарий нашей жизни играет конструктивную роль и обеспечивает психологическое выживание: следуя ему человек размечает длительные отрезки времени своей жизни, заполняя их как соты играми, времяпровождением, периодами рациональной деятельности, короткими эпизодами близости и уходом в себя.
Семейный сценарий пропитан генетической памятью народа, места, социальной среды из которой мы вышли. Если роду было суждено выжить, то жизненный сценарий доказал свое право на существование. Здесь мы приходим к выводу, частично подтверждающему мнение Эрика Берна: каждый сценарий содержит не только ограничивающие, но и развивающие моменты. Поэтому многие говорят себе: если сценарий позволяет чувствовать себя комфортно, тепло, сытно, предсказуемо, безопасно, то и избавляться от всего этого глупо. Несмотря на то, что возможности для развития жестко ограничены, такой «мягкий» сценарий их вполне устраивает и будет устраивать и впредь. Возможно, именно так жили их предки до седьмого колена, и именно таким они видят будущее своих детей и внуков. Это их привычный сценарий, именно так они воспринимают свое благополучие и так привыкли структурировать свою жизнь.
Но, если до поры до времени жить с мягким сценарием относительно комфортно и безопасно, то жесткий сценарий Лягушки-Неудачника может превратить жизнь человека в каторгу, в которой непрекращающаяся череда неприятностей и постоянное ощущение тревоги сменяют болезни без видимых причин. Если учесть что сценарий обычно пишется для всей жизни человека, включая ее финальный акт, то очевидно, что без соответствующих изменений такой сценарий – это пожизненная установка на неблагополучие. Уход из жизни родителей – основных соавторов сценарных программ вовсе не означает снятие зависимости от своего сценария. Напротив, часто родительские запреты и предписания с этого момента проявляют себя еще активнее.
⚓ Отходя от сценарного плана человек попадает в непривычные ситуации и инстинктивно стремится вернуться в зону комфорта, где вторичная выгода – «кнут и плюшки» хорошо известны и предсказуемы. Так формируется жесткая зависимость от своего сценария, которая, по сути, ничем не отличается от алкогольной или наркотической. На языке психологов, родители подбросили нам горячую картошку, которую в их детстве, в свою очередь, подбросили им их родители и далее другие – выше, по генеалогическому древу. Впоследствии, боясь рисковать, человек начинает находить для себя в этой предсказуемости преимущества.
«Обычно основанные на детских иллюзиях, – писал Берн – сценарии могут сохраняться в течение всей жизни, но наиболее восприимчивые, чувствительные и умные люди спешат развеять эти иллюзии одну за другой, что становится причиной разнообразных жизненных кризисов. Их обычные спутники – подростковая переоценка родителей, протест среднего возраста с вытекающим из него философским отношением к жизни, тогда как осознанный отказ от всяких иллюзий становится причиной отчаяния». Поэтому конечная цель сценарного аналитика, по мнению Берна – помочь человеку: «... остановить спектакль и поставить вместо него другой, лучший».
Когда сценарий «в клетку»
Родительский запрет воспринимается на уровне подсознания как абсолютная истина, которая не подвержена ревизии и сомнению. Поскольку мотивы поступков, связанных со сценарным запретом не осознаются, человек в такие моменты испытывает гнетущее состояние вынужденного подчинения неопределенной внешней силе. Совершая импульсивные попытки освободиться от ее власти он, как минимум, испытывает душевный дискомфорт и острое ощущение вины. Иногда внутренний дискомфорт сопровождается неприятными телесными ощущениями. В случаях более серьезного нарушения грядет «сценарная расплата», которая часто выражается в форме психосоматического заболевания.
В некоторых случаях голос внутреннего Родителя проявляет себя настолько явственно, что начинает контролировать голосовой аппарат или дает себя знать другими крайне неприятными физическими ощущениями. Тогда человек с удивлением и замешательством обнаруживает, что он всего лишь транслирует чьи-то слова. Его внутренний Ребенок находится «под гипнозом» Контролирующего Родителя и не владеет ситуацией до тех пор, пока инициатива не переходит к его Взрослому.
Если в первые годы жизни основные установки сценария были продиктованы Безумным Ребенком родителя, с возрастом человек часто демонстрирует нелогичное и непредсказуемое поведение – впадает в детство. Транслируя поведение родительского Ребенка, проявляющего себя как экзальтированный «Ребенок-Электрод» или искушающий «Ребенок-Демон», взрослый человек ведет себя неадекватно – теряет способность здраво рассуждать и мыслить, неожиданно ограничивает себя в сексуальном порыве, странно улыбается без причины, несет околесицу или выпивает сверх меры и «все ставит на черное».
Наш сценарий может запретить нам какие-то чувства или действия. Это случай, когда в детстве такое наше поведение или чувства жестко осуждались, запрещались, были невыгодны или опасны. Так, например, исполняя директиву «Не чувствуй», мы можем запретить себе гневаться. Как результат, требующая выхода эмоциональная энергия прорвется на уровне обиды или другой эмоции. Она может быть обращена и вовнутрь. Тогда мы гневаемся и осуждаем самого себя, что приводит к снижению самооценки, нарушению социальных коммуникаций и, опять-таки, к психосоматическим заболеваниям.
Мы можем носить в себе сценарий самоубийцы, реже реализовывая его буквально, а чаще – посредством медленного умирания, становясь алкоголиками или наркоманами. Именно такой печальный сценарий был у Владимира Высоцкого. В числе клиентов психотерапевтов, несущих в себе «запрет на жизнь» часто оказываются «сливки общества» из внешне вполне благополучных семей. Их появление на свет для родителей было «вынужденным» и переданная в начале пути родительская директива «Не живи» стала сценарным клеймом всей жизни.
Многие, проживая жизнь Неудачника, даже не подозревают о том, что существуют и работают какие-то искусственно созданные сценарные запреты. О присутствии неблагоприятного сценария мы можем судить только косвенно, по тем проблемам, которые повторяются в жизни с навязчивым постоянством. В подобных случаях частичная или полная отмена сценарных предписаний и запретов может стать для нас единственным шансом успеть выскочить из поезда, несущегося под откос.
Когда предписания в помощь
Не все запреты одним махом следует записывать в деструктивные. Часть из них действительно обозначает то, от чего лучше воздержаться. Классический пример – христианские заповеди, стоящие на страже общечеловеческих моральных принципов – «Не убий!», «Не укради!», «Не сотвори кумира» ... – те «Родительские» предписания, которые оставлены человеку его абсолютным Родителем, Богом. Нарушая божественную заповедь, мы рано или поздно испытываем чувство вины. В этом случае оно играет конструктивную роль, поскольку сигналит о нашем проступке и дает шанс исправить или не повторять связанную с ним ситуацию в будущем.
Если человек формирует для себя запрет сознательно – это не сценарный запрет. Как правило, такой запрет он предписывает себе, находясь в эго-состоянии Взрослый. Поскольку в этом случае запрет формулируется самим человеком, то он получает возможность взять за него ответственность. В этом случае внутренний барьер при его нарушении не создается. Соответственно, такой взрослый прорабатывает свой жизненный опыт творчески, сохраняя при этом возможность трезвой оценки ситуации, не теряя контакта с реальностью, которая «здесь и теперь».
Существуют и конструктивные родительские запреты и предписания, закладывающие для ребенка, а в последствии – для взрослого человека фундамент его безопасности и успешного развития. Так простейший запрет: «Не суй палец в розетку» не зловреден и позволяет матери проконтролировать поведение ребенка, еще не знающего закона Ома. Тут родителю главное не впасть в крайность и не задекларировать: «Ничего не трогай» или, к примеру, «Не трогай ничего электрического и механического – ты, прежде всего, Женщина». Запрет: «Не суй палец в розетку» будет действовать ровно столько, сколько времени потребуется на освоение ребенком техники безопасности при работе с электроприборами.
– "Разве он не замечательный?" – улыбнулась мама в две ямочки наблюдая, как ее годовалое чудо улыбается в ответ, восседая на своем маленьком круглом троне. В этот момент она и не подозревает, что помогает сыну писать жизненный сценарий будущего Принца-Победителя. Это сценарий, который распахнет множество дверей и подарит ему все возможности стать успешным, счастливым и благополучным человеком.
Положительные, мотивирующие к развитию предписания, дарящие человеку уверенность, силу, здоровье, доброту, чуткость, красоту напрямую или через третье лицо транслирует Ребенку родительское эго-состояние Заботливый Родитель.
⚓ В общем случае право выбирать в чем, как и в каких ситуациях себя ограничивать и чему следовать должно оставаться за человеком. Если же запреты мешают жить, развиваться и реализовывать свои мечты и цели, то такие запреты ему во вред. От них можно и нужно избавляться.
Определенные запреты и предписания оказывают влияние на каждого из нас. Небольшой процент избавляется от диктата сценария благодаря каким-то чрезвычайным жизненным событиям и потрясениям. Часть пытается освободиться, используя специальные техники или обратившись за помощью к специалисту. Некоторые испытывают иллюзию избавления, реализуя антисценарий, а в итоге еще больше запутывают себя и свою жизнь.
Три главных сценария Неудачника
Снять и отбросить сценарий жизни без подготовки, просто так, как пальто, вышедшее из моды не получится. Для того, чтобы разработать стратегию избавления от негативного сценария специалистам приходится расшифровывать, из чего состоит сценарий клиента и к какому из трех существующих типов он относится. Согласно Клоду Штайнеру, люди, зависимые от своего негативного сценария, в своем крайнем проявлении делятся на:
- Страдающих от депрессии, способной довести до самоубийства – сценарий «Без любви». Формируется как результат усвоения набора запретов, ограничивающих свободный обмен поглаживаниями.
- Тех, кто «сходит с ума» – сценарий «Без разума». Формируется «благодаря» полученным в детстве запретам познавать мир и мыслить.
- Тех, кто ищет спасения в наркотических веществах – сценарий «Без радости». Следствие усвоенного в детстве сценарного запрета чувствовать и сопереживать.
Естественно, чаще мы становимся свидетелями или сами отрабатываем мягкий или умеренно жесткий негативный сценарий – хронических неудач в любви, сценарий старой девы (старого холостяка), утраты способности сопереживать, зависимости от кофе и сигарет, затяжных кризисов в связи с неспособностью решить элементарные бытовые проблемы.
Выявить структуру и происхождение сценария можно в процессе групповой психотерапии под руководством сценарного или трансактного аналитика, прорабатывающего ситуацию в ролях, на социальном и психологическом уровнях. Опыт и профессиональные качества аналитика решают успех дела, поскольку, как сказал Берн: «У застенчивого терапевта столько же шансов укротить злобного Родителя, сколько у слабого ковбоя – оседлать взбесившегося жеребца. И если Родитель сбросит с себя терапевта, тот приземлится прямо на Ребенка своего клиента».
По мнению Клода Штайнера в жизни каждого из нас присутствуют элементы всех трех сценариев, но каждый из них проявляет себя в разной степени. И у каждого из нас имеется шанс преодолеть родительские предписания и запреты и поменять свое сценарное решение, некогда ограничившее нас в способности чувствовать и общаться со своим телом, любить и эффективно взаимодействовать с внешним миром.
Как избавиться от неудобных сценарных запретов и предписаний
Нас уже почти 7.5 миллиардов и столько же написано сценариев. У каждого он индивидуален, как и линия жизни на руке. Поэтому единых рекомендаций о том, как избавиться от ключевой проблемы всей жизни человека нет и быть не может.
Сценарный запрет сидит глубже уровня, который мы в состоянии осознать, и не ограничивается привычным для нас «можно» и «нельзя». Находясь в спокойном состоянии Взрослого, вы в некоторых случаях можете установить для себя разрешение на снятие ограничений. Это объясняется тем, что взрослые модели поведения нередко связаны с поздними фрагментами сценария, которые «писались» осознанно. Если же вы пребываете в состоянии стресса, то неизбежно скатываетесь на его ранние стадии. Это может быть, например, состояние травмированного внутреннего Ребенка, которое в принципе исключает взвешенную оценку ситуации. Круг замыкается.
Выход из запутанного лабиринта состояний и запретов предлагает сочетание техник трансактного анализа и «психодраматической перезагрузки», когда вы возвращаетесь в тот далекий момент из вашего детства, когда был наложен запрет. Таким образом, можно «прокрутить» и переиграть любую сцену, включая момент собственного рождения в случае, если по каким-то причинам оно было нежеланным для родителей, их окружения, а впоследствии и для вас самих.
Главным и единственным терапевтическим орудием сценарного аналитика, позволяющим освободить пациента от родительского запрета остается Разрешение. В процессе сеанса психотерапевт дает Разрешение Ребенку пациента, произнося одну из фраз: «Ты можешь это сделать» или «Ты можешь этого не делать», что в обоих случаях воспринимается Контролирующим Родителем пациента как «Оставь его в покое». Разрешения могут быть как положительными, так и отрицательными. В первом случае Разрешение, отменяющее запрет, будет означать «Позволь ему сделать то, что он хочет». В случае отрицательного Разрешения послание будет означать: «Прекрати вынуждать его это делать», даст внутреннее освобождение и устранит возможность провокаций в будущем.
Если родители могут помочь
Когда-то в нашем далеком детстве он был составлен для нас нашим Внутренним Ребенком. Он должен был спасти нас от угроз, с которыми наше подсознательное тогда ассоциировало внешний мир. Захотим ли мы распрощаться со своим привычным миром сейчас, если узнаем, что стоим в шаге от двери к жизни с новыми возможностями, а ключи к замку лежат у наших ног? Это наше ключевое решение, и только приняв его, мы можем попытаться изменить свою судьбу и переписать свой сценарий. И помочь нам в этом смогут именно те, кто когда-то помогли нам составить его в первый раз.
Если ваши родители живы, поймут всю серьезность вашей просьбы и согласятся помочь, то возможно вам удастся переписать сценарий своей жизни самостоятельно, без помощи сценарного аналитика.
Напишите для себя Разрешение на все, что вы хотели бы видеть и достичь в своей жизни. Попросите родителей прочитать вам текст этого Разрешения вслух и с выражением. Поясните им, что просите отнестись к просьбе как к части увлекательной ролевой игры. Предложите им сыграть сою роль легко, чувственно и эмоционально, без напряжения.
Эта внешне простая техника позволяет коренным образом изменить жизнь человека к лучшему и его отношения с родителями. Читая свое Разрешение Вам родители, таким образом, передают вам права и возможности жить и развиваться в соответствии с вашей собственной жизненной стратегией, системой ценностей и целью.
Прослушивайте Разрешение с закрытыми глазами и попробуйте «услышать», как внутри ослабевает какая-то сдерживающая пружинка и запутанный клубок из запретов, предписаний и внутренних противоречий начинает разматываться.
Пример Разрешения на отказ от сценария:
- Я разрешаю тебе жить так, как сам (сама) считаешь правильным.
- Я разрешаю тебе стать богатым, процветающим, преуспевающим, востребованным, любимым, сексуальным, сообразительным, здоровым, оптимистом, человеком, создающим вокруг себя непринужденную радостную атмосферу, успешным.
- Я разрешаю тебе добиваться поставленных целей, развиваться и двигаться вперед, быть искренним, простым в общении, духовно чистым, энергетически сильным, человеком, излучающим свет, любовь, счастье.
- Я разрешаю тебе пользоваться честно заработанными плодами твоего труда, красиво и модно одеваться, вкусно питаться, жить в красивом доме, путешествовать по миру в любых направлениях
- Я разрешаю тебе наслаждаться своей жизнью, следуя за своим сердцем, слышать и верить своему сердцу, любить и быть любимым, быть счастливым, радоваться каждому мгновению своей жизни.
- Я разрешаю тебе идти вслед за своим предназначением, оставаться собой наедине и в общении со своим окружением. Я разрешаю тебе строить свой рабочий график, отдыхать, спать и жить так, как ты сам этого пожелаешь.
- Я разрешаю тебе зарабатывать столько материальных благ, сколько ты захочешь. Я разрешаю тебе жить тем образом жизни, который ты выберешь для себя сам чтобы быть счастливым и радостным.
- Я разрешаю тебе самостоятельно выбирать свою работу, общаться с людьми, которые тебе по душе и приносят тебе радость.
- Я разрешаю тебе все то, что готов разрешить себе ты сам для своего дальнейшего духовного роста и развития.
- Я разрешаю тебе открывать людям свое сердце, доверять им, исцелять от душевных и физических проблем, нести им свет и радость.
- ... ваши варианты ...
Конечно, каждый составляет для себя персональное Разрешение и включает в него те моменты, которые имеют ключевое значение.
Памятка ищущим
Часто в группу к психотерапевту за помощью обращаются люди в возрасте 30-40 лет и старше. Они настроены на серьезную работу и изменения и даже после двух лет систематической работы под руководством специалиста продолжают «заваливаться» в свой сценарий. Это совершенно нормальное явление, поскольку психика срасталась со своим сценарием порой в течение десятков лет. Значительно трудней избавиться от сценарной зависимости самостоятельно, даже определив ключевые параметры своего сценария.
⚓ Поэтому, если твердой уверенности в том, что вы правильно определили свою цель в жизни, расставили роли и приоритеты пока нет, вы в принципе колеблетесь в своем выборе, лучше обратиться за советами, разъяснениями, помощью и постановкой защиты к опытному сценарному аналитику. В противном случае, корректируя свой сценарий самостоятельно – при помощи предлагаемых в сети техник и прочитанной литературы, вы будете пытаться «вырвать зуб-восьмерку, ориентируясь на его отражение в зеркале». В итоге может оказаться так, что последствия экспериментов со своей судьбой могут не совпасть с вашими ожиданиями.
Будьте свободны! Будьте счастливы!
Источники:
Журнал «Психодрама и современная психотерапия» – 2006. – № 2-3. – С. 95-97. Охота на волков или психодрама Владимира Высоцкого. Психодрама и современная психотерапия. – 2005. – № 4. – С. 4-14
Поделитесь
Ещё почитать: