Треугольник Карпмана – петля или возможности?

Весь мир – театр, мы все – актеры поневоле, Всесильная Судьба распределяет роли, И небеса следят за нашею игрой! © Ронсар П.

Драматический «Треугольник судьбы», впервые описанный Стефаном Карпманом (Stephen Karpman) в 1968 году иногда называют треугольником власти и отношений, иногда магическим треугольником или треугольником Спасения. Разница не так важна. Действительно важно то, что лежащая в его основе психологическая и социальная модель работала 50 лет назад и продолжает работать сегодня, достаточно точно описывая взаимоотношения людей и мотивы множества человеческих поступков.

Треугольник Карпмана – зачем он нужен и кого спасает?

Согласно Карпману, в течение жизни человек часто оказывается в одной из трех психологических ролей – Преследователя, Жертвы или Спасателя. При этом за свою жизнь он, как правило, «перетекает» от одной вершины «треугольника» к другой, меняя роли многократно. Но одна из ролей, в которой он чувствует себя комфортнее и предпочитает оставаться почаще и подольше становится для него основной. В основе идеи треугольника судьбы Карпман положил принципы теории трансакционного анализа Эрика Берна.

Ситуации, в которых мы общаемся с собеседником на равных в реальной жизни – большая редкость. В большинстве своем с утра и до вечера наше общение проходит в форме одной из бесчисленных психологических игр – манипуляций. Их цель – получение определенных преимуществ проверенными психологическими способами. Любопытный факт: попытки манипулировать взрослыми в полном смысле этого слова некоторые дети проявляют в возрасте 6-8 месяцев. Находясь в зоне влияния трех вершин треугольника, участники ролевых игр имеют весьма ограниченные возможности для сбалансированного развития. Что касается свободы выбора, искренних доверительных отношений, условий для развития личности, то в пределах отношений в треугольнике Карпмана о них говорить не приходится – и в этом его ограничивающее действие, его ущербность.

⚓ Треугольник Карпмана – это территория манипуляторов.

Возникает справедливый вопрос: если наше общение – не что иное, как перетягивание каната и банальный обмен энергиями, проходящее по заранее известным и далеко не всегда честным и справедливым правилам, то «Зачем нам весь этот халоймес?». Почему мы так упорно играем, причем играем буквально, с пеленок?

Ответ дал Эрик Берн на страницах книг, посвященных трансактному анализу. Он заметил, что участвуя в играх-манипуляциях, человек создает обстоятельства, в которых может «чувствовать», испытывать эмоции. Участвуя в играх человек утверждает себя в социуме в той или иной роли. Затевая ролевые игры, он рассчитывает получить свой небольшой приз и избежать ситуаций, в которых его желания входят в противоречие с ожиданиями социума.

Игра с небольшим числом заранее известных составляющих становится предсказуемой и относительно комфортной системой существования, где человек пытается реализовать основные инстинктивные потребности.

⚓ Каждая из игровых позиций треугольника позволяет человеку испытать те самые изначальные жажды, о которых говорил Эрик Берн: жажду признания, жажду организованности, жажду тактильных ощущений, жажду эмоций. С.В. Ковалев добавляет к этому спектру потребностей еще один параметр – жажду осмысленности бытия.

Переключаясь с одной роли на другую, человек попеременно испытывает все ощущения, которые переживает Жертва, Спасатель и Преследователь. Но изначально он стремимся выбирать те игры и роли, которые соответствуют его жизненной позиции, сформированной в раннем детстве.

В поисках «лучших» игр и ситуаций любой из участвующих волен «перетекать» от одного угла треугольника к другому в любом направлении и когда ему вздумается. Но треугольник жестко ограничивает возможности желать чувствовать и развиваться в пределах той роли, которую выбирает игрок.

Преследователь (Persecutor)

Психологическая роль Преследователя отражает отношения, в которых человек оказывает давление на свою Жертву, контролирует ее и вынуждает принять и следовать своей точке зрения.

Роль Преследователя – это выбор тех, чья жизненная позиция подчинена схеме «Я ХОРОШИЙ – ТЫ ПЛОХОЙ». В бестселлере Берна «Игры, в которые играют люди» этой роли посвящена одна из игр, названная автором «Игра в изъян». Это когда «... все хорошо, но ...», когда главную цель общения человек видит в поиске хоть какого-нибудь, пусть незначительного недостатка в другом или в ситуации, которая происходит. Ищущие недостатки в своей жизни и окружении убеждены, что сами располагают таким правом уже потому, что их жизненное кредо Я"+".

Находясь в роли Преследователя человек ждет, когда вы споткнетесь: «Вы замечательно справились с докладом, но забыли, что мы намечаем перепрофилирование, я предупреждал. Этот момент придется учесть в расширенном докладе, который я прошу вас подготовить, скажем, на завтра. А в остальном все отлично.» «Я, конечно, займу тебе сколько просишь, но ... это уже третий раз. Может тебе пора что-то менять в своей жизни?» ... Согласно Берну Преследователь находится в Эго-состоянии жесткого Контролирующего Родителя, осознающего и упивающегося своей мудростью и превосходством над несовершенным окружением. Чаще всего он живет прошлым пытаясь что есть силы сохранить границы своего влияния и «подстелить соломку» в настоящем.

Преследователь с наслаждением несет роль воителя с огненным мечем в сверкающих доспехах, восстанавливает справедливость и наказывает, устанавливает стандарты и правила, упивается ощущением силы, непобедимости и собственной правоты. В тех случаях, когда кто-то из окружения совершает ошибку, он, не пытаясь отыскать оправданий и поводов для сомнений готов доказывать свою правоту любыми доступными средствами вплоть до насилия. В своих крайних проявлениях эта роль обнажает склонность человека к садизму.

Эмоции Преследователя – страх потерять контроль над ситуацией, нервное напряжение, связанное с необходимостью постоянного контроля, гнев, раздражение, ощущение превосходства.

Лозунг преследователя: «Я знаю, что так нельзя».

Спасатель (Rescuer)

Это не что иное, как уже знакомое нам Эго-состояние Заботливого Родителя. В своей основе роль Спасателя ничем не отличается от роли Преследователя, поскольку также отражает жизненную позицию «Я ХОРОШИЙ – ТЫ-ПЛОХОЙ» ( Я"+" Ты"–"). Спасатель также осознает тотальное превосходство над Жертвой и ищет любой способ в этом утвердиться. Но выбирает для этого другие, внешне бесконфликтные мягкие способы убеждения: «Конечно я одолжу тебе денег... Завтра же я вас познакомлю... Может подыскать тебе работу поперспективнее? ...».

Внешняя мотивация Спасателя – желание решить проблему другого человека. Но в такой игре для него всегда присутствует более глубокий, скрытый мотив – достигнуть успеха так, чтобы ублажить свое самолюбие, стать «статуснее», потешить свое слабое Эго. В окружении каждого из нас найдется по крайней мере один человек, который с удовольствием и по любому поводу демонстрирует свои способности спасать. Но если в ситуации присутствуют риски, Спасатель из треугольника Карпмана никогда не станет пожарным, который пробирается по задымленным коридорам горящего здания, чтобы спасти Жертву.

«Пилюля» выписываемая Жертве Спасателем может быть щедро сдобрена шоколадом и помещена в яркую упаковку с голограммой «Заслуживает доверия». Но она останется не более чем обезболивающим и никогда не станет целительным средством.

Когда количество Жертв и исходящих от них просьб о спасении в окружении Спасателя достигает критической массы, он поразительно быстро и безболезненно преображается в Преследователя. На каком-то этапе, гонимый чувством «вины за содеянное» Преследователь отыскивает новую Жертву, в отношении которой он снова выступает в более привычной для себя роли Спасателя. Роли треугольника вновь меняются – все возвращается на круги своя.

Спасатель просто обожает «включать в себе нарцисса», спасать и помогать, самовлюбленно выделяясь среди своего окружения и особенно в глазах Жертвы «белыми одеждами». Так проявляет себя склонность человека к самолюбованию, нарциссизму. Чаще всего те, кто выбирает для себя роль Спасателя умирают от инфаркта, в возрасте 50-60 лет.

Эмоции Спасателя – обида, когда не оценивают его старания в спасении Жертвы и помощи Преследователю, жалость, чувство вины – а ведь мог спасти, и не спас, гнев на Преследователя, не принимающего его старания и самого Спасателя всерьез.

Лозунг Спасателя «Я знаю, как можно».

Жертва (Victim)

В состоянии Жертвы пребывает человек, выбравший в детстве жизненную позицию Я"–" Ты"+" «Я ПЛОХОЙ – ТЫ ХОРОШИЙ» или Я"–"Ты"–" «Я ПЛОХОЙ – ТЫ ПЛОХОЙ». Жертву легко распознать по подробнейшему описанию ею своих проблем, комплексу страдания – чередующимся сериям обвинений и оправданий, выражению обреченности на лице, опущенным плечам, тоскливо-тревожному или отсутствующему взгляду. Опору в жизни Жертва ищет и находит в Спасателях, которые периодически «пользуют» ее, перевоплощаясь в Преследователя.

Жертвы – непревзойденные жалобщики и плакальщики, знающие как и когда нужно отложить момент принятия ответственных решений на потом, а еще лучше, – перепоручить их Спасателю. Перемещаясь по треугольнику Карпмана, Жертва на некоторых этапах жизни может поменяться ролями со своим Спасателем, который «в прыжке переобувшись» в Жертву сам на какое-то время с огромным удовольствием на время забудет об ответственности ЗА кого-то.

Общаясь, и Спасатель, и Жертва преследуют корыстные цели. При этом, дополняя друг друга обе стороны всегда могут рассчитывать на свой выигрыш. Если такие отношения продолжаются долго, то формируется взаимная зависимость. Реже Жертва, доведенная Преследователем до крайней степени психологического истощения, сама перевоплощается в Преследователя, обнажает клыки и меняя роль на противоположную.

Пребывая в состоянии депрессии, Жертва не решается войти в событие, чтобы обрести полноту ощущений жизни и сложить о чем-то свое собственное мнение. Движение в любую сторону для нее вызов, означающий необходимость принимать решение и брать ответственность. Это для нее неприемлемо. Жертва заковывает душу в железную клетку безысходности и неподвижности, лишает ее всякой возможности развиваться и заставляет страдать. Вечная борьба с самим собой и комплекс постоянно подстегиваемых отрицательных эмоций со временем трансформируется в букет соматических заболеваний.

Жертва с удовольствием оказывается в центре внимания, как это бывает на киноэкране, просто обожает чуточку пострадав, в финале все же оказаться спасенной. Так, по мнению психоаналитиков, проявляет себя склонность человека к мазохизму.

Ее эмоции – ревность, зависть, вина, обида, стыд, страх, неуверенность.

Лозунг жертвы «Хочу, но не могу. Если честно, то чаще просто не хочу, все достало, все валится из рук, ... жизнь – каторга».

Симметричные клинья Звезды справа и слева, соответствующие сферам Любви – Секса и Взаимоотношений – руки, создающие возможности для самореализации и полноценного развития в социуме.

⚓ Клод Штайнер: «... На самом деле Жертва далеко не так беспомощна, какой хочет казаться, Спасатель далек от того, чтобы искренне помогать, Преследователь в большинстве случаев не имеет обоснованных претензий».

Как это работает?

Предположим, что есть Жертва, систематически притесняемая Преследователем. В поисках выхода из положения Жертва находит Спасателя, который успешно создает иллюзию того, что помогает ей выйти из под влияния Преследователя. Но, если выход будет найден и влияние Преследователя на Жертву прекратится, то тут же будет упразднена и роль Жертвы. И кого же тогда будет опекать Спасатель и кому он тогда окажется нужен?

Простая логика расставила акценты: исправно справляясь со своими ролями на внешнем уровне, каждая из ролевых ипостасей треугольника Карпмана заинтересована, чтобы все оставалось как есть:

  • Приз Жертвы – внимание, время, энергия и забота Спасателя.
  • Приз Спасателя – ощущение скрытой гордости тем, что полезен Жертве и признание Жертвой его заслуг.

Внешне все в шоколаде – баланс соблюден, овцы сыты и волки целы. Только внешне. Виновницей того, что что-то начинает идти не так становится Жертва, которая быстро привыкнув к своей роли, уверенно и быстро набирает вес и аппетит. Она жаждет все больше внимания, заботы и энергии. А ее Спасатель, продолжая «кормиться» на уровне инстинктов удовлетворения самолюбия и жажды признания, начинает испытывать все больший дискомфорт на сознательном уровне. В какой-то момент требования Жертвы перевешивают реальные возможности Спасателя оказать помощь. Он не справляется, его самооценка стремительно падает, а Жертва все настоятельней и чаще требует своего.

Здесь на еще вчера радужном горизонте отношений Жертва-Спасатель пробегают первые тучки. Вчерашний благодетель превращается в Жертву, а Жертва, считая себя обманутой и брошенной, надевает маску Преследователя и весьма добросовестно «строит» своего вчерашнего Спасателя. И чем больше времени и энергии Спасатель вложил во вчерашнюю Жертву, тем больше он оказывается должен новоиспеченному Агрессору. Теперь он ОБЯЗАН реализовывать и оправдывать его растущие ожидания.

Психология Жертвы осваивает психологию Преследователя, а вчерашний Спасатель, примеривший на себя психологическую роль Жертвы, вынужден отправляться на поиски, теперь уже своего Спасателя.

Блестяще проиллюстрировал «произвол», творящийся в «карпмановском треугольном королевстве» на примере Красной Шапочки Эрик Берн...

... Шапочка прекрасно чувствует себя в роли Жертвы, волк – правит бал в роли Преследователя, охотники следят за порядком в лесу, находясь в роли Спасателей. И кто же оказывается Жертвой под занавес? – Волк со вспоротым брюхом.

Приведем пример, не достойный подражания, но наглядно демонстрирующий, как взаимно дополняют и динамично чередуются роли треугольника власти в реальной жизни:

Основные действующие лица в 1 акте: Алкоголь – Преследователь, Алкоголик – Жертва, жена Алкоголика – Спасатель. Пребывая сам в зависимом состоянии, Алкоголик преследует жену, выступая по отношению к ней уже в роли Преследователя. Наконец, в «тройственном союзе» Алкоголь, Алкоголик-муж, жена Алкоголика, последняя выступает Преследователем в понимании мужа – Жертвы, ищущей «спасения в вине». Алкоголь для него – Спасатель.

Поиски вариантов решения проблемы приводит женщину к специалистам – наркологу и психотерапевту – это, как она думает, ее Спасатели. События развиваются предсказуемо – врачи обещают взять ситуацию под контроль и Спасти мужа-алкаша и женщину, за что взимают предоплату, но не справляются, поскольку случай клинический. Разочарованная, женщина из Жертвы превращается в агрессивного Преследователя. Она увлекается новой ролью и доводит дело до суда и СМИ, которые, дополняя первоначальный круг участников игры, становятся ее Спасателями.

Находясь каждый в своей позиции, участники ролевых игр непрерывно взаимодействуют друг с другом, а если нужный контакт в их окружении отсутствует – без промедления отправляются на его поиски.

⚓ Треугольник Карпмана устроен таким образом, что беспрерывно втягивает в свой круговорот все новых и новых участников.

Если ты уже Там

Удовлетворяя эмоциональный голод и жажду общения участников игры, ролевые баталии в треугольнике Карпмана могут продолжаться сколь угодно долго – до тех пор, пока по крайней мере одно из действующих лиц не покинет зону его влияния. Если же вы уже «Там» и не предпринимаете попыток освободиться, то будьте готовы: скорее всего вам придется «потереться» по всем его углам и побывать в шкуре и Жертвы, и Спасателя и Преследователя.

Изначально жена Алкоголика не готовила для себя роли плакальщицы и жертвы, сам Алкоголик метил в олимпийские чемпионы, а врач, предлагая курс терапии, преследовал самые лучшие цели. Но, увы, все определил конечный результат. К счастью, процесс чаще всего обратим и вырваться из плена бермудского треугольника при желании и правильной расстановке приоритетов может каждый из нас.

В нашей следующей статье мы рассмотрим, как выйти из треугольника Карпмана и на что стоит обратить внимание, чтобы не попасть снова, а если уж попали, то суметь выбраться без последствий для психики и здоровья.

Ковалев о треугольнике Карпмана

Поделитесь

https://goal-life.com/page/psyhologiya/scenario/treugolnik-karpmana, 2016747765

Ещё почитать: